16+

Государственное автономное учреждение Новосибирской области "Редакция газеты "Тогучинская газета"

Главная / Статьи / Игры нашего детства. Часть первая
07.07.2015 11:24
  • 222
  • 1

Игры нашего детства. Часть первая

В современных дворах мегаполисов, переулках и улочках небольших городков и поселков школьников всё меньше. То ли дело дома – айпад, комп, телек. А за его пределами что? Чем там заняться?

Во времена моего детства всё было по-другому. В четырех стенах – тоска смертная, и мы пропадали целыми днями на улице! И нам было во что поиграть!

Эти игры утеряны, пожалуй, навсегда. Сейчас в некоторых городах проводят чемпионаты дворовых игр, но участвуют в них в основном ностальгирующие взрослые, те, кому сейчас 40 — 50, а тогда (в то замечательное «тогда»!) было 7-12 лет. Детям же любовь к «казакам-разбойникам» и «глухому телефону», «пряткам» и «вышибалам», «чижику» и «штандеру» увы, уже не привить.

«Казаки

– разбойники»

 

Ах, какое замечательное время – детство! Я пропалываю по заданию мамы грядки в огороде, а друзья за забором уже торопят: «Ну, что ты, давай быстрей, команду не наберем!». У нас тогда было много игр, где надо собрать именно команду. Например, «казаки – разбойники».

 

В чем смысл правил?

На первый взгляд, всё очень

просто: разбойники

убегают и прячутся,

используя для указания

направления движения

нарисованные стрелки,

казаки должны

их найти, поймать

и отвести в темницу.

Играть лучше большой компанией, минимум 4-6 человека, а то и 10-12. Стрелки рисовали не только мелом (где его было особенно-то взять), в ход шли и кусочки извести.

В начале игры разбойники отходят в сторону и загадывают ключевое слово («шифр»), затем убегают. Казаки отворачиваются или отходят за угол и организовывают место для темницы. После оговоренного времени они пускаются в погоню за разбойниками. Разбойники, убегая, рисуют стрелочки каждые 20-30 метров, а также на всех поворотах и перекрестках. Иногда можно рисовать на перекрестках обманные стрелочки, например, во все четыре стороны. Тем самым получается, что казаки иногда бегут по неверному пути и заходят в тупик, им приходится возвращаться на перекрестки и продолжать поиск.

Разбойники сначала бегут большой группой, потом начинают разделяться на более мелкие и ищут себе укрытия.

Если казак находит разбойника, он может его поймать — осалить. Осаленный разбойник не может убегать и должен послушно пройти с казаком в темницу. Однако по пути друзья-разбойники могут освободить пленника, осалив казака. После этого пойманный разбойник свободен, и игра продолжается.

В темницу приводят пойманных разбойников и начинают выпытывать у них секретный шифр. Обычно самый легкий способ этого добиться – щекотка. О том, как можно и как нельзя пытать, договаривались в начале игры. Друзья могли освободить разбойника из темницы, «напав» на казака-караульного и держа его за руки, пока «пленные» разбегаются. Казаки считаются победителями, если узнают секретный шифр или поймают всю компанию разбойников. После этого команды меняются ролями. Когда разбойники пойманы, они спрашивают, что за шифр, если казаки правильно отгадали — они победили. Разбойники получают по щелбану, если нет, то щелбаны получают казаки.

Вот так безобидно и весело. Но если вдуматься, эта игра обеспечивала отличную физическую нагрузку, так как приходилось много бегать, лазить через заборы. Кроме того, мы учились работать в команде, выручать товарищей, мыслить логически, тренировались в умении прятаться, запутывать следы.

 

«Вышибалы»

 

На моем переулке Печатном в 60-е – 70-е годы проживала уйма ребятишек. И вот когда местная толпа «ребят с нашего двора» высыпала на улицу, непременно кто-то выносил мяч. И начиналось!

 

Без мяча и как минимум

трёх игроков было

невозможно сыграть,

например, в «вышибалы»

или «выбивалы».

 

Двое игроков (или две пары) становились друг напротив друга. В центре – тот (или те), кого вышибают. Правила просты: водящие должны попасть мячом по центральному игроку (игрокам). А те – увернуться. Тебя выбили? Выходи из игры. Засиделся на «скамейке запасных»? Проси, чтобы тебя «спасали» друзья: они должны были поймать мячик на лету (от земли не считается).

Надо сказать, что порой тому (тем), кто был в кругу (условно так называли место, по которому перемещались вышибающиеся), попадало дай боже как! Водящие сил не жалели, резиновый мяч припечатывал такой шлепок, что кожа в этом месте надолго покрывалась краснотой.

Современные дети, а вперед — их родители, наверное, заверещали бы: «Убивают!». А тогда никто не обращал внимания на синяки, сбитые коленки и локти, шишки на лбах. Никто ни на кого не жаловался, потому что это – игра, и всё по правилам! Потом ведь и ты вот так же будешь припечатывать! Ох, отомстишь! Зато как весело, как спортивно. Побегай, поувёртывайся от мяча, попробуй его поймать. Сколько километров накручивали мы за час – другой «вышибалы».

 

ШТАНДЕР

 

Еще мы любили играть в «штандер». Судя по названию (stainder — стойка, нем.), игра эта родом из Германии. Скорее всего, в Советский Союз привезли ее после войны наши солдаты, многие из которых были тогда еще совсем мальчишками.

Для того, чтобы игра состоялась, необходимы два компонента – опять же команда и мяч. Чем больше будет участников, тем интереснее играть.

Игра очень проста, динамична и привлекательна быстрой сменой ролей: каждый ежеминутно может оказаться водящим. Как и всякое произведение народного творчества, она изобилует вариантами. Вот тот, который был популярен в нашем переулке.

 

Все собираются в кучку. Кто-нибудь (его можно

выбрать с помощью

считалочки) подкидывает мяч как можно выше и при этом выкрикивает имя

одного из игроков, назовем его Васей. С этого момента Вася — водящий.

 

Пока мяч в воздухе — все разбегаются, однако не слишком далеко: если Вася поймал мяч с лета, он уже не водящий; подкинув мяч, он выкрикивает нового водящего, разумеется, того, кто отбежал дальше всех и у кого поэтому мало шансов поймать мяч с лету.

Если мяч не пойман, а подобран с земли, то, как только он окажется в руках у водящего, тот кричит:

- Штандер!

Все разом останавливаются и замирают. Водящий пытается осалить кого-нибудь мячом с того места, где мяч был подобран. Попал — отводился, водить будет осаленный. Промахнулся — снова води! И в том и в другом случае все снова сбегаются в кучку, снова подбрасывается мяч и выкрикивается имя осаленного или же незадачливого водящего.

Бывает, что тот, кого салят, ловит мяч. В этом случае он тут же салит мячом или водящего, или любого из игроков — кто ближе стоит.

Игра прекращается по взаимному согласию.

На бумаге, согласитесь, выглядит как-то не очень, в жизни-то все гораздо интереснее! Вспомните свое детство, попробуйте научить детей и внуков нашим играм. Хуже не будет, уверяю!

Автор: Людмила Марченко

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

5 - отлично

2
100%

4 - хорошо

0
0%

3 - удовлетворительно

0
0%

2 - неудовлетворительно

0
0%

1 - резко отрицательно

0
0%

Голосование завершено!

Средний бал - 5

Всего проголосовало 2 человека

07.07.2015 - 06.08.2015

Комментарии (1):

Ложкина А. (id105093874), 21.07.2015 16:46 #

каждому времени -свои игры! вряд ли мы сможем вытянуть детей во двор поиграть. хотя,конечно, сдаваться электронному монстру не стоит!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх