16+

Государственное автономное учреждение Новосибирской области "Редакция газеты "Тогучинская газета"

Главная / Статьи / Погуляем по России
09.10.2020 02:13
  • 7

Погуляем по России

Символично или нет, но первый выездной концерт Новосибирской государственной филармонии состоялся первого октября, в Международный день музыки, в Тогучинском культурно-досуговом центре. И верно отметила начальник отдела культуры администрации Тогучинского района Татьяна Савилова, приветствуя гостей, что наш район связывает давняя дружба с одним из старейших коллективов филармонии, гордостью Новосибирска – русским академическим оркестром (художественный руководитель, главный дирижер — народный артист России Владимир Гусев).

Это не первый концерт в нашем районе замечательного коллектива, у которого немало поклонников. Поэтому тогучинские зрители так тепло и душевно встречали музыкантов, аплодируя стоя, и после каждого исполненного произведения возглашали: «Браво», «Бис!».

«Погуляем по России» — так называлась программа концерта. Совершить прогулку по одним из лучших музыкальных произведений разных лет предстояло с заслуженной артисткой России, солисткой новосибирской филармонии Диларой Ворфоломеевой. «А он мне нравится», «Старые слова», «Сапожки русские» и многие другие песни в шикарном исполнении Дилары покорили зрителей. А бесподобная игра оркестра, как всегда, была на высшем уровне! Как удается так воедино объединить звучание баянов, балалаек, контрабаса, домры? Почему с первых же нот звучания произведений с головой окунаешься в мир музыки, забываешь о проблемах и наслаждаешься прекрасным?

Ответы на эти и другие вопросы знает Владимир Гусев.

Владимир Поликарпович Гусев — художественный руководитель и главный дирижер Русского академического оркестра Новосибирской филармонии, более сорока лет возглавляет прославленный коллектив.

Родился 27 мая 1940 года в селе Чаны Новосибирской области.

В 1965 году маэстро окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки по классу баяна.

В 1969 году становится вторым дирижером оркестра русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения, а с 1976 года – его художественным руководителем и главным дирижером. Под руководством Гусева коллектив удостоен звания «Академический».

Почти сорок лет работал в Новосибирской консерватории, сначала в качестве заведующего кафедрой народных инструментов, затем — доцента и профессора. В классе Гусева квалификацию дирижера получили свыше 50 человек. Его ученики преподают в ведущих ВУЗах Сибири и Дальнего Востока, являются руководителями оркестров.

За активную творческую деятельность и большой вклад в культуру и искусство Владимир Поликарпович Гусев неоднократно отмечен государственными наградами и почетными званиями.

- Владимир Поликарпович, по известным всем причинам это Ваш первый выездной концерт. Сложно выходить к зрителю после такого длительного перерыва?

- Безусловно, непросто. Присутствует и волнение за публику — придет она или нет. Пять месяцев мы были без концертов и репетиций. Мы все были не готовы к такому повороту событий. Многие наши музыканты, которые играют на больших ударных, не касались инструментов длительное время. В августе мы вернулись к репетициям, но с соблюдением определенных норм. Например, каждый из 55-ти музыкантов оркестра должен был сидеть в двух метрах друг от друга. Помещение репетиционной студии, в которой мы работали, этого не позволяло. Поэтому сначала приходилось репетировать программу с одной половиной оркестра, потом с другой. При этом представляя, как все это будет звучать вместе. Но работа делает свое дело – мы приспосабливаемся к любым условиям. В Новосибирске мы сыграли уже три программы. Слава Богу, все хорошо. Народ соскучился.

- Отличается ли тогучинская публика от других зрителей?

- Вы знаете, год на год не приходится. Время, которое сейчас мы все переживаем, не красит никакую публику. Жизнь, к сожалению, стала тяжелой. Въезжая в Тогучинский район, видишь чистые поля, вспаханную землю. Люди трудятся, и это радует. Все вернется на круги своя. Потому что русские люди без музыки жить не смогут. Хочется, чтобы и культура была ценной и оценена по-настоящему.

- Давайте поговорим непосредственно о работе дирижера. Часто ли удается Вам импровизировать на сцене?

- Если ошибся музыкант, его ошибки можно услышать, а у дирижера ошибки безошибочны (улыбается: прим. автора). Без импровизации не получится, да и делать ее необходимо в определенных моментах, чтобы тебя поняли, ну, и не слишком хулиганить.

- Зависит ли работа оркестра от солисток?

- Конечно, это главная составляющая любого концерта. Если солист зарядил оркестр, если его приняли, то тогда высший пилотаж на концерте обеспечен. Но бывает и такое, вроде бы, и голос есть, но вот внутреннего артистизма нет. Тогда как ни старайся – ничего не получится. За сезон мы даем около 45 концертов. С нами сотрудничает много солистов и наших, новосибирских, и солистов московского Большого театра.

- Владимир Поликарпович, Вы — постоянный член жюри различных музыкальных конкурсов среди детей и взрослых. Как не ошибиться в определении талантливого человека?

- А это дело случая. Талантливого человека от Бога видно сразу. И вот еще парадокс – те, кто живет близко с природой, как правило, и оказываются талантливыми. Они совсем другие – сельские, из глубинки. Город со своим интернетом, бешеным ритмом жизни, к сожалению, дает негативные последствия.

- А есть самое любимое Ваше произведение, которое Вы дирижируете?

- Любимое то, которое ты дирижируешь. Иначе нельзя. Это будет фальшивкой. Моих любимых произведений очень много. Но я не могу играть одно и то же постоянно. Устаешь, выгораешь. Да и потом, половину жизни наш оркестр провел в условии радио. А там были свои правила – в течение месяца или квартала ты не имел права повторять одно и то же произведение.

- В Вашей концертной программе есть сольные номера музыкантов. Все ли из них могут выступать сольно?

- В нашем оркестре 55 человек. Безусловно, каждому из них хочется выступить сольно, чтобы на него обратили внимание. Ежегодно у нас есть программа «Оркестр и его солисты». 25 наших музыкантов уже стали лауреатами различных конкурсов. Требования высокие: это и профессионализм, и музыкальное совпадение с оркестром. Сложно. Можно обидеть человека, отказав ему, шанс нужно предоставлять.

- В каждой профессии наступают периоды эмоционального выгорания. Вы сталкивались с этим?

- Почти через день думаю, не пора ли отдохнуть. Но как же дальше жить без музыки? Наверное, не смогу. К сожалению, труд музыканта достойно не оценивается… Сколько у меня ушло музыкантов, начиная с перестройки. Кто-то поменял профессию, кто-то пытался вернуться, но музыка не прощает, уходят время и профессионализм. В этой профессии должна быть сумасшедшая одержимость какая-то и желание проникнуть. Чем больше неудач, тем больше рост — вот в чем еще парадокс.

- Ваши пожелания коллегам, поклонникам Вашего оркестра…

- Мы все, особенно русские, живем надеждой. Мне кажется, что мы всю жизнь достойны лучшего. И однажды это придет. Хотелось бы при нашей жизни…

Автор: Мария Рехлинг

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх